Музы в гостях у Клио


Алексей Курбатов

Искусство Империи


Огромное воздействие  на развитие искусства не только во Франции, но и в других государствах Европы оказали события буржуазной революции 1789-1794 годов, явившееся переломным моментом в судьбе страны.

 

Проблемы, волновавшие в этот период французское общество, с наибольшей полнотой отразил в своем искусстве Жак-Луи Давид (1748-1825). Крупнейший мастер революционного классицизма – художественного направления, явившегося дальнейшим развитием методов Пуссена, Давид обращается к героическим образам древности для утверждения политически актуального современного содержания, новой идеологии – идеологии французской буржуазии.

Один из любимых учеников Давида – Жан-Антуан Гро (1771-1835) – старается преодолеть характерные для многих работ классицистов статичность, сухость и «неживописность». О поисках им новых средств выразительности свидетельствует картина «Наполеон на Аркольском мосту».

Обращаясь к современному историческому сюжету, художник повествует об одном из эпизодов сражения при Арколе осенью 1796 года, когда решающий успех был достигнут благодаря личному мужеству Наполеона Бонапарта, смело бросившегося впереди своих солдат со знаменем в руке на занятый противником мост.

Гро создает своеобразное по жанру произведение, это и портрет и батальная картина. Художник изображает крупным планом одну лишь фигуру молодого Бонапарта, но так, что его призывный взгляд, стремительный порыв фигуры заставляют почувствовать присутствие массы людей, идущих за ним в бой.

Подобно Давиду, Гро прибегает здесь к известной театрализации сцены, он идеализирует и героизирует образ Наполеона. Но в картине появляется и нечто принципиально новое – бурный порыв и движение, эмоциональная взволнованность (бледное лицо Наполеона, четко выделяющееся на темном фоне суровых скал и сумеречного неба).

Здесь уже ясно намечены черты, которые получат в дальнейшем развитие у художников следующего поколения – романтиков.

В искусстве Франции складывается новое, сложное и во многом противоречивое направление – романтизм. Так же как классицисты, художники-романтики не идут по пути непосредственного копирования жизни, а ищут идеальные образы. Однако в целом романтизм отвергает художественную систему классицизма. Строгому рационализму романтики предпочитают яркую эмоциональность, античным сюжетам – современность. Они утверждают ведущее значение цвета, большое внимание уделяют выразительности экспрессивного мазка.

Крупнейшим мастером французского романтизма был Эжен Делакруа (1798-1863), автор знаменитой картины «Свобода на баррикадах» - вершины революционного романтизма.

Мечты о свободном и прекрасном человеке, которому нет места в мире наживы и насилия, нашли отражение в многочисленных картинах Делакруа на исторические и литературные сюжеты, а также в его произведениях, рисующих жизнь стран Востока, этого нетронутого цивилизацией мира экзотики и первозданной красоты, каким он казался художнику.

 

Таким образом, невозможно переоценить вклад, который внесли Революция и  новый государственный строй Франции в эпоху Наполеона в развитие искусства этой страны.

 На иллюстрации: Жак - Луи Давид "Император Наполеон"


Оглавление