Великие Мыслители


Марина Козлова

Эдвард Радзинский и Наполеон


 

"Так он победил. Победил, как всегда, в последний миг боя. И хотя в сонм бессмертных ему не удалось войти владыкой величайшей Империи, он вошел в него куда более прочно - гением и страдальцем.

Отныне его поражения были забыты - остались только победы. И его старый враг Шатобриан вынужден был написать: "Это Карл Великий и Александр Македонский, какими их изображали древние эпопеи. Этот фантастический герой и пребудет теперь, после смерти Императора, единственно реальным..."

Эдвард Радзинский

 

Эдвард Радзинский прославился в начале шестидесятых, когда Анатолий Эфрос поставил на сцене Театра имени Ленинского комсомола спектакль "104 страницы про любовь". После этого Радзинский писал пьесу за пьесой - и ни одна не ложилась на полку до лучших времен.

В восьмидесятых Радзинский стремительно завоевал телевидение. Достаточно было посмотреть хотя бы одну из его передач, чтобы стать его преданным поклонником и с нетерпением ждать выхода новых.

В девяностых Радзинский обрел популярность прозаика, пишущего о выдающихся исторических личностях. Среди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали две документальные книги: о расстреле Николая Второго и его семьи и "Сталин".

Сам драматург, телеведущий и прозаик сказал в одном из интервью: "Я никогда ничего не делал потому, что это было кому-то надо. Надо было только мне..."

Каждая пьеса Эдварда Радзинского мгновенно становилась хитом театрального сезона. Особенно те, в которых он писал о любви, - "Она в отсутствии любви и смерти", "Продолжение Дон-Жуана", "Приятная женщина с цветком и окнами на север"... Женщины страны, омыв слезами трагическую судьбу стюардессы в фильме "Еще раз про любовь" (снятом по пьесе "104 страницы про любовь"), которую сыграла Татьяна Доронина, ощутили, что в его пьесах можно прикоснуться к истинной любви и насладиться ею, хотя бы со стороны.

В те годы интерес советских женщин к молодому преуспевающему драматургу, безусловно, подогревала его любовь к звезде театра и кино - актрисе Татьяне Дорониной. Они познакомились, когда режиссер Товстоногов ставил пьесу Радзинского в ленинградском БДТ, а Доронина играла в ней главную роль.

Страсть двух знаменитостей давно уже стала историей, как и грандиозный успех его пьес о любви, в которых, по легендам, все игравшие актеры влюблялись друг в друга. Бросали семьи, создавали новые и вообще совершали глупейшие поступки, с точки зрения здравого смысла, на которые толкает романтическое увлечение.

Почему погасла вулканическая любовь двух знаменитостей? Почему они разошлись? Об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам Радзинский никогда об этом не скажет. Но, между прочим, примерно в те же годы, когда распался их брак с Татьяной Дорониной, драматург Эдвард Радзинский перестал писать пьесы о любви и о своих современниках.

С тех пор как Эдвард Радзинский в очередной раз поменял амплуа и стал прозаиком, его пути с русским театром шли параллельно. Правда, год назад они пересеклись в Театре сатиры, где Андрей Житинкин поставил его пьесу "Поле битвы после победы принадлежит мародерам". Когда спрашиваешь мнение Радзинского по поводу спектакля, в ответ он неопределенно пожимает плечами.

Сейчас Эдвард Станиславович Радзинский пишет книгу о французском писателе и политическом деятеле конца XVIII века - Шатобриане. Много ездит по миру и начинает скучать в поездках, когда хочется вернуться домой и писать, писать, писать, а дела требуют его присутствия.

Но Эдвард Радзинский не только замечательный драматург и писатель, но и историк. Известный популяризатор истории обратился к личности, о которой написаны горы монографий и популистских книжек, но которая еще долгое время будет волновать умы обывателей.

Рецепт Радзинского достаточно прост – берется известная личность, добавляются общеизвестные факты, причем не обязательно принятые исторической наукой и подтвержденные фактами, блюдо щедро приправляется фантазией, а в исполнение автора еще и неплохим актерским талантом и бестселлер готов.

Примерно то же самое поучилось и в случае с Наполеоном – «Вагриус» выпустил новую книгу Радзинского «Наполеон. Жизнь после смерти».

Она продолжает серию бестселлеров о знаменитых правителях, на которую, по мнению представителей «Вагриуса», существует бешеный читательский спрос.

Как справедливо и тонко подмечено в рецензии «Вагриуса» на книгу, «В своем новом романе Эдвард Радзинский не перестает удивлять нас невероятными историческими фактами».

 

Вот небольшой образец, особое внимание следует обратить на стол, принадлежащий Наполеону и восхититься – как лихо закручено: «Император занимает две комнатушки по двенадцать метров с низенькими потолками. Здесь — его кабинет и спальня. В кабинете на жалких обоях — портреты Марии Луизы, Жозефины и сына в столь нелепых здесь великолепных рамах из Тюильри. И огромный стол, занимающий почти всю комнату.

— Садитесь, — говорит мне милостиво император. — Сегодня после ужина я хочу прочесть в салоне вольтеровскую «Заиру».

Обычно после ужина он развлекает нас чтением своих любимых произведений. Но (тоже как обычно) пьеса куда-то запропастилась. Вещи как-то умудряются теряться в этой крохотной комнатушке!

Император беспомощно ищет пьесу на большом столе, подслеповато роется в бесконечных бумагах. Приподнимает карты собственных походов и походов Цезаря. Ворошит кипу страниц, записанных мною под его диктовку… И тут я впервые замечаю: буквально в последние дни император начал стремительно (и загадочно) дряхлеть.

Пьеса нашлась на столе.

На том же столе вскроют его мертвое тело».

 

Эдвард Радзинский не устает повторять, что его цель – еще и еще раз повторить людям, что уроков истории не следует забывать.

С одной стороны уже совершенно очевидно, что вся история человечества – история неусвоенных уроков, а с другой стороны, люди, которые в жизни не возьмут в руки серьезную книгу, посмотрят на Радзинского на экране, купят книгу и хоть будут иметь представление о личностях мировой Истории.

 

Литература:

журнал "Лица", №11, ноябрь 1999

Эдвард Радзинский «Наполеон: жизнь после смерти» Изд. Вагриус, 2002 г.

Ресурсы Интернет


Оглавление